Статьи и информационные материалы по системам менеджмента

Статьи и информационные материалы по системам менеджмента

Версия для печати
Качалов В.А.
МОЖНО ЛИ УЛУЧШИТЬ ISO 9001? НУЖНО!
С момента опубликования ISO 9001:2015 прошло уже более пяти лет. В связи с этим ISO/TC 176 предстоит в ближайшее время выработать решение о его дальнейшей судьбе. Последнее, но еще не окончательное голосование стран — членов ISO показало, что за сохранение текста ISO 9001:2015 в неизменном виде еще на один срок подано 36 голосов, тогда как за внесение изменений и издание его в новой редакции — 32 голоса, включая Российскую Федерацию. Если бы голос автора учитывался, то он оказался бы на стороне официальной позиции нашей страны: ISO 9001 нужно сохранить как основу, но его можно и нужно улучшить. Автор посчитал важным обобщить и вынести на обсуждение свои наблюдения и предложения, которые он считает целесообразным учесть в ISO 9001:20ХХ.
Подробнее
Качалов В.А.
Кому и для чего нужна современная СМК
«Кому адресована и для кого существует система менеджмента качества?» — именно так была озаглавлена статья Б.А. Иткина, опубликованная в «Методах менеджмента качества» в апреле 2020 г. [1]. Вопрос действительно важный, более того, его актуальность в последнее время только растет. Некоторые принципиальные соображения на этот счет были высказаны мною в интервью [2]. Тем не менее, учитывая сложность и многогранность вопроса, его обсуждение необходимо продолжить. В предлагаемой статье я постарался сформулировать свое отношение к данной проблеме более развернуто, взглянув на нее с нескольких точек зрения.
Подробнее
Интервью В.А. Качалова Журналу «МЕТОДЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА»
«ISO 9001 НАГЛЯДНО ДЕМОНСТРИРУЕТ ПРИОРИТЕТЫ РЕЗУЛЬТАТИВНОГО БИЗНЕСА»
В сообществе профессионалов в области качества Владимир Алексеевич Качалов известен не только как признанный гуру в области методов аудита систем менеджмента, но и как автор многих замечательных публикаций по вопросам их практического применения. Думается, успех его книг и статей у читателей определяется не только огромным опытом и компетентностью Владимира Алексеевича в сфере аудиторской практики, но и его всесторонним видением того, как результативная СМК позволяет упорядочить и улучшить процессы организации, устраняя тем самым многие проблемы реального бизнеса. Об этом мы и решили побеседовать с Владимиром Алексеевичем в предлагаемом интервью.
Подробнее
Качалов В.А.
Неужели именно «это» будет опубликовано как ISO 45001:20хх(r)?
Как известно, ответственность за аутентичность стандартов, издаваемых ISO на русском языке, несет страна — носитель этого языка, т. е. Российская Федерация. Это позволяло надеяться, что через какое-то время после принятия ISO 45001:2018 [1] специалисты получат возможность наряду с оригинальной использовать его русскоязычную версию. Но мы же уже сейчас, не дожидаясь выхода ISO 45001:20ХХ(R), можем представить себе содержание этого документа, поскольку оно в принципе не может (точнее, не должно) отличаться от принятого Росстандартом официального перевода ISO 45001:2018, изданного в качестве ГОСТ Р ИСО 45001—2020 [2] и заявленного в качестве идентичного оригиналу. Так вот, к большому сожалению, в очень многих случаях наш «русский эквивалент» очень далек от содержания ISO 45001:2018. Автор попытается это доказать.
Подробнее
Качалов В.А.
Насколько можно руководствоваться рекомендациями ISO/TS 9002:2016?
Техническая спецификация ISO/TS 9002:2016 «Системы менеджмента качества. Руководящие указания по применению ISO 9001:2015» содержит рекомендации по трактовке положений всех разделов стандарта на СМК, а также примеры, описания и варианты, которые должны помочь при ее внедрении или модернизации. Однако анализ показывает, что многие рекомендации ISO/TS 9002 являются не только сомнительными, необоснованными и алогичными. В целом ряде случаев они методически несостоятельны и принципиально расходятся с концепцией стандарта ISO 9001:2015
Подробнее
Качалов В.А.
Об аудите требований по управлению документированной информацией
Доля несоответствий, связанных с невыполнением требований раздела 7.5 «Документированная информация» действующих стандартов на системы менеджмента, продолжает оставаться в числе самых «урожайных». Так, среди всех несоответствий, зафиксированных аудиторами ООО «Интерсертифика-ТЮФ» в 2019 г., каждое пятое или шестое относится именно к этому разделу.
О том, как избежать методических ошибок и снизить долю таких несоответствий рассказывает автор данной статьи.
Подробнее
Качалов В.А.
Включает ли п. 7.1.4 ГОСТ Р ИСО 9001-2015 требования к обеспечению охраны труда?
В данной статье речь пойдет о трактовке следующих требований ГОСТ Р ИСО 9001—2015: «Организация должна определить, создать и поддерживать среду, необходимую для функционирования ее процессов и достижения соответствия требованиям к продукции и услугам»1 [1, п. 7.1.4]. Сам же вопрос возник после того, как автор проанализировал руководства по качеству 50 организаций, сертифицировавших свои СМК на соответствие требованиям ISO 9001:2015 [2] или ГОСТ Р ИСО 9001—2015. В первой части проанализированы ошибки, связанные с неточностями перевода. Во второй части статьи проанализирована суть ошибочных позиций по этому вопросу.
Подробнее
Качалов В.А.
Псевдорусский перевод стандарта ISO 45001:2018
В марте 2018 г. был опубликован стандарт ISO 45001:2018.
Национальный стандарт, эквивалентный ISO 45001:2018, на момент написания этой статьи еще не вышел. Для организаций это, безусловно, плохо. Хотя не удивительно и даже ожидаемо, если вспомнить, что задержка с выходом «русских» выпусков OHSAS 18001:1999 (ГОСТ Р 12.0.006—2002) и OHSAS 18001:2007 (ГОСТ Р 54934—2012) составила три и пять лет соответственно. А вот автор воспринимает эту задержку положительно, ибо именно это обстоятельство и подтолкнуло его написать данную статью.
Подробнее
Качалов В.А.
Состояние дел по сертификации систем менеджмента на 31.12.2018

По материалам ISO Survey – 2018

В конце 2019 года Международная организация по стандартизации опубликовала очередной обзор данных о наличии сертификатов на системы менеджмента в разрезе стран и отраслей экономической деятельности.

Подробнее
Качалов В.А.
Как организации достичь успеха?

Возрасту вопроса, сформулированного в заголовке, уж точно не меньше лет, чем самому понятию «организация» («компания», «предприятие», «фирма» и т.п.), и за это время появилось колоссальное количество точек зрения и вариантов ответа на него. Вместе с тем, у всех этих позиций есть ключевое общее: все сходятся на том, что успех организации невозможен В ПРИНЦИПЕ без довольных потребителей ее продукции, работ и услуг. А это, в свою очередь, предопределяет жизненную необходимость, с одной стороны, достижения и поддержания высокого качества предлагаемых рынку продукции, работ и услуг, с другой – обеспечения их конкурентоспособности. Залог успеха – именно в этом!

Проблема, поэтому, сводится к тому, КАК этого достичь?

Подробнее