Коллизии аудита. Журнал «Методы менеджмента качества», 2009, № 7

Коллизии аудита. Журнал «Методы менеджмента качества», 2009, № 7

Версия для печати

В ходе надзорного аудита СМК нашей компании аудиторы зафиксировали несоответствие по п. 7.4.1 ИСО 9001:2000, заключающееся в том, что мы не осуществляем оценку и повторную оценку организаций, которые по договорам предоставляют следующие услуги:

  • ежемесячное обновление справочно-информационной системы «Консультант Плюс»;
  • обучение и повышение квалификации персонала.

По нашему мнению, однако, аудиторы не правы, поскольку требования п. 7.4.1 относятся только к продукции, предназначенной для потребителя или затребованной им. Наша компания занимается проектированием и строительством энергетических объектов и несет ответственность перед потребителем за процессы проектирования, закупок оборудования и материалов, выполнения строительных, монтажных и наладочных работ. Разумеется, мы осуществляем оценку и повторную оценку поставщиков продукции, предназначаемой для потребителя.

Разъясните, пожалуйста, насколько правы аудиторы?

Считаю, что аудиторы в данном случае не правы. И основанием для этого вывода действительно являются аргументы, приведенные авторами письма: на указанные закупки НЕ РАСПРОСТРАНЯЮТСЯ требования раздела 7.4.1, ибо для строительной компании ни информация, содержащаяся в «Консультанте Плюс», ни деятельность по обучению и повышению квалификации персонала ОЧЕВИДНЫМ ОБРАЗОМ НЕ ЯВЛЯЮТСЯ продукцией, предназначаемой для потребителя, или затребованной им. А только к ТАКОЙ продукции применимы требования ИСО 9001:2000, ВКЛЮЧАЯ требования раздела 7.4.1.

Это следует из примечания к разделу 1.1 «Общие положения» ИСО 9001:2000, где сказано: В настоящем международном стандарте (а, значит, и в отношении раздела 7.4.1– прим. авторатермин «продукция» применяется ТОЛЬКО1) к продукции, предназначенной для потребителя или затребованной им. Заметим, что этот тезис без каких-либо изменений перешел и в новую редакцию стандарта – ИСО 9001:2008.

Дополнительным аргументом в пользу того, что речь в разделе 7.4.1 идет именно о «ТАКОЙ» продукции, является мнение Группы по практике проведения аудитов на соответствие ИСО 9001 (ISO 9001 Auditing Practice Group). В своем руководстве от 13.07.07 «Аудитирование процессов закупок и цепочки поставщиков» она обращает внимание на следующее:

Закупочную деятельность следует начинать с этапа проектирования и разработки продукции, когда разрабатывается спецификация.

И далее:

Чтобы обеспечить уверенность в том, что потенциальные поставщики могут поставлять продукцию, соответствующую проектной спецификации, ...

В этих тезисах однозначно идет речь ни о чем ином, как о СОСТАВНЫХ частях будущей продукции, указанных в ее спецификации.

Еще раз подчеркнем: обсуждая проблему аудита закупочной деятельности, группа даже не намекает на что-то другое - типа информационного обеспечения сертифицируемой бизнес-деятельности или квалификацию персонала, задействованного в этой бизнес-деятельности. Здесь четко говорится только о таких закупках, которые ВХОДЯТ в состав проектной спецификации на продукцию – либо предназначенную для будущего потенциального потребителя, либо затребованную каким-то конкретным потребителем. А для строительной компании в этот состав ВХОДЯТ материалы и оборудование и НЕ ВХОДЯТ информация, необходимая для осуществления бизнес-деятельности (в т.ч. о законодательных и нормативных требованиях), и услуги по удовлетворению внутренних потребностей (в т.ч. по подготовке персонала).

Другое дело, целесообразно ли создать и распространить механизм оценки и отбора поставщиков, подобный или эквивалентный тому, который требует раздел 7.4.1, на поставщиков ДРУГОЙ продукции и/или услуг, в т.ч. на поставщиков, указанных в письме?

В общем случае – да. Но при этом следует четко понимать: окончательное решение о том, какие механизмы управления применять по отношению к ТАКИМ поставщикам и применять ли их вообще, – за самой компанией. Аудиторы же, если увидят, что отсутствие оценки и выбора поставщиков каких-то товаров и/или услуг/работ приводит или может привести к повышению риска невыполнения требований потребителя и прямым потерям или упущенной выгоде2), должны обратить внимание руководства компании на наличие альтернативных вариантов, более надежных и выгодных компании, и порекомендовать разработать и применять механизм оценки и отбора соответствующих поставщиков. Но при этом – и это для нас самое главное – никаких оснований оценивать ОТСУТСТВИЕ в компании механизма управления ТАКИМИ поставщиками или его неадекватность требованиям раздела 7.4.1 ИСО 9001:2000/2008 как несоответствие ЭТИМ требованиям у аудиторов третьей стороны нет!

Заключение. Авторы письма правы: требования раздела 7.4.1 ИСО 9001:2000 (как и любые другие требования этого стандарта) действительно распространяются только на ту продукцию, которая предназначена для потребителя или затребована им. Информация же, содержащаяся в справочно-информационной системе «Консультант Плюс», или услуги по повышению компетентности сотрудников в категорию «продукция», о которой идет речь в ИСО 9001:2000/2008, не попадают. Поэтому несоответствие зафиксировано аудиторами необоснованно.

_________________

1) Здесь и далее выделение в цитатах отдельных слов строчными буквами сделано автором.

2) Мы не обсуждаем здесь случаи, когда неудачный выбор поставщика привел в результате к прямому нарушению соответствующих требований ИСО 9001:2000/2008, и это было выявлено в ходе аудита. Команда аудиторов в таком случае должна будет, естественно, проанализировать каждое такое свидетельство аудита и оценить его. Вполне возможно, это приведет к выявлению несоответствия и необходимости его фиксации, но, заметим, оно будет относиться уже к ДРУГИМ разделам стандарта, а не к 7.4.1. 


Автор:  Качалов В.А.

Возврат к списку