Новая статья В.А. Качалова «Об официальных комментариях и рекомендациях ISO по применению требований стандарта ISO 9001:2015»

Версия для печати
05.05.2022

Многие организации интересует вопрос о том, существуют ли, кроме многочисленных комментариев специалистов, какие-то официальные комментарии и рекомендации со стороны Международной организации по стандартизации относительно трактовки требований ISO 9001:2015?

Ответ на заданный вопрос не только положительный, но и очень востребован и многими ожидаем. А причины этого таковы.

Многочисленные разработанные в последние десятилетия международные стандарты на системы менеджмента – в том числе и на систему менеджмента качества (СМК) – являются международными не только потому, что принимаются Международной организацией по стандартизации (ISO). Они являются таковыми по существу, по своей ключевой идее, ибо изначально создавались, чтобы быть ПРИГОДНЫМИ (ну и, конечно же, полезными):

  • как для организаций, действующих на основе «западного» мировоззрения и менталитета, так и для организаций, функционирующих на основе «восточной» культуры;

  • как для организаций, действующих (назовем это так) в классической капиталистической экономической модели деловых отношений, так и для организаций в странах, не отказавшихся от (опять же, назовем это так) элементов социалистической экономики и производственных отношений;

  • как для организаций численностью в несколько человек, так и для многотысячных коллективов;

  • как для организаций сферы промышленного производства, так и для социально-ориентированных структур: наука, образование, здравоохранение и т.п.;

  • и т.д., и т.д.

В результате принятые тексты базовых (родоначальных) стандартов на системы менеджмента – а для СМК это стандарт ISO 9001 – не содержат в себе даже намеков на какой-либо «запах» или «цвет», позволяющий увидеть в них хоть какую из указанных выше особенностей. И в этом очень легко убедиться, познакомившись, в частности, с ISO 9001:2015. Вместе с тем, никто в мире отменить эти особенности не вправе, ибо указанные отличия существуют объективно, а, значит – вне сомнения – в том или ином виде в методах менеджмента качества их следует (если не сказать необходимо) учитывать. Это – во-первых.

А, во-вторых, понятно, что вынужденная (с учетом и под давлением вышесказанного) «универсализация» итогового текста ТРЕБОВАНИЙ ISO 9001:2015 неизбежно привела к формулировкам, имеющим зачастую очень общий вид и использующим только самые употребляемые и общепринятые термины и понятия. А это не могло не вызвать появление РАЗНЫХ трактовок одних и тех же требований у разных специалистов. И не только внутри одной и той же организации, но и – что может иметь и фактически имеет более важные последствия – между консультантами и аудиторами (в том числе внутри каждой из этих групп).

В ISO все это, конечно же, понимали и понимают.

Поэтому и Технический комитет ISO 176 (ТК 176), отвечающий за разработку международных стандартов по направлению «менеджмент качества и гарантирование качества», и другие заинтересованные структуры каждый раз ПАРАЛЛЕЛЬНО с разработкой очередной редакции базового стандарта ISO 9001 инициировали разработку целого ряда дополнительных стандартов и других документов, разъясняющих и комментирующих его требования.

Советник генерального директора ООО «Интерсертифика-ТЮФ» В.А. Качалов в своей очередной статье «Об официальных комментариях и рекомендациях ISO по применению требований стандарта ISO 9001:2015» знакомит читателей с «библиотекой документов ISO», содержащих официальные рекомендации и комментарии к действующей в настоящее время редакции ISO 9001:2015.

Статья опубликована в  журнале «Методы менеджмента качества», 2022, № 5.


Качалов В.А. О применении процедуры управления собственностью потребителей и поставщиков в соответствии с п. 8.5.3 ISO 9001:2015