Новая статья В.А. Качалова о методических проблемах стандартов ISO

Версия для печати
04.04.2022

Советник генерального директора ООО «Интерсертифика-ТЮФ» В.А. Качалов  обратил внимание на следующее положение в п. 9.3.2.d ISO 50001:2018:

  • Анализ со стороны руководства должен включать в себя рассмотрение… возможностей для постоянного улучшения, включая возможности, относящиеся к компетентности.
    В оригинале:

  • The management review shall include consideration of… opportunities for continual improvement, including those for competence.

При этом ссылка на возможности постоянного улучшения компетентности разговором только о том, чтобы рассмотреть эти возможности, в этом стандарте не ограничивается. Далее в этом же разделе (п. 9.3.4.g) требуется также, чтобы решения, относящиеся именно к возможностям постоянного повышения компетентности, были составной частью результатов («выходных данных») анализа со стороны руководства. В оригинале:

  • The outputs of the management review shall include decisions related to continual improvement opportunities.., including … the improvement of competence.

Все это заставляет обратить на себя внимание, поскольку в других широко применяемых стандартах на системы менеджмента никакой акцент на необходимость рассмотрения и реализации возможностей для повышения компетентности не делается.

Так, в стандарте ISO 9001:2015 содержание требований аналогичного раздела 9.3 «Анализ со стороны руководства» применительно к вопросам, подлежащим рассмотрению при анализе системы менеджмента качества, включает в себя рассмотрение просто возможностей для улучшения (см. п. 9.3.2.f). В стандартах ISO 14001:2015 и ISO 45001:2018 речь также идет о возможностях для постоянного улучшения в целом (см. п. 9.3.g). Другими словами, в этих стандартах требования о рассмотрении возможностей сформулированы в самом общем виде без какой-либо детализации и конкретизации.

Аналогичная ситуация и в части набора тем, которые должны быть «закрыты» решениями по итогам анализа системы менеджмента со стороны руководства: в стандарте ISO 9001 эти решения должны относиться просто к возможностям для улучшений (см. 2, п. 9.3.3.а), в стандартах ISO 14001 и ISO 45001 – тоже только к возможностям для постоянного улучшения в целом (см. п. 9.3). И здесь без каких-либо уточнений.

Отсюда и вопрос: наличие КАКИХ особенностей или специфических аспектов, относящихся к деятельности по обеспечению компетентности сотрудников, имели в виду разработчики ISO 50001:2018, придавая в этом стандарте ОСОБОЕ значение необходимости выявления и реализации возможностей для постоянного повышения компетентности именно в системе энергоменеджмента, и выделяя это в тексте стандарта отдельным положением?

К сожалению, никаких разъяснений по этому вопросу в официальных комментариях к этому разделу ни в ISO 50001, ни в ISO 50004:2020 не содержится.

Попытки найти ответ на этот вопрос изложены В.А. Качаловым в его новой статье «Почему в п. 9.3.2.d ISO 50001:2018 говорится о «постоянном улучшении компетентности»? Заинтересовавшиеся этой проблемой могут познакомиться с этой статьей, опубликованной в журнале «Методы менеджмента качества», 2022, №№ 3 и 4.


Качалов В.А. ISO 9001 НАГЛЯДНО ДЕМОНСТРИРУЕТ ПРИОРИТЕТЫ РЕЗУЛЬТАТИВНОГО БИЗНЕСА