В каждом из новых изданий наиболее популярных стандартов на системы менеджмента число содержащихся в них требований, которые полностью или частично повторяют друг друга, только возрастает. Это усложняет проведение аудитов, поскольку возникает неопределенность: к какому именно разделу стандарта отнести несоответствие таким перекрывающим друг друга требованиям.
Например, в ISO 9001:2015, п. 5.1.2, требуется, чтобы
А в п. 8.2.2 – чтобы
То есть одно и то же в стандарте требуется дважды.
И здесь возникает следующий вопрос: «Если аудиторы в ходе анализа установят, что организация выявила не все законодательные и нормативные правовые требования, относящиеся к продукции, это будет невыполнением каких требований ISO 9001:2015: п. 5.1.2 или п. 8.2.2?»
А выбрать ведь какой-то пункт для ссылки на него придется, ибо отнести это несоответствие одновременно к двум пунктам стандарта означало бы использование одного свидетельства аудита для регистрации двух несоответствий.
В новой статье В.А. Качалова, советника генерального директора ООО «Интерсертифика-ТЮФ» «Об аудите дублирующих требований стандартов» рассматривается характер взаимосвязи между дублирующими требованиями, на основе которых сформулированы предложения, как регистрировать несоответствия таким требованиям.
Статья опубликована в журнале «Методы менеджмента качества», 2020, № 5.