Журнал «Стандарты и качество», 2010, № 3
Редакция журнала «Стандарты и качество» представляет читателям свой новый издательский проект — «Десять топ-компаний в области сертификации». Наши эксперты, проделав огромную работу, составили список десяти лучших сертификационных российских компаний. Открывает серию публикаций об этих организациях признанный лидер сертификационных услуг на российском рынке и рынках СНГ — ООО «Интерсертифика-ТЮФ совместно с ТЮФ Тюринген».
У каждого, кто выполняет работу, всегда есть тот, кто пользуется результатами его труда.
Каору Исикава
Этот афоризм японского классика науки о качестве — яркая иллюстрация процессного подхода к любому делу, любому производству. Но чтобы цепочка «производитель—потребитель» была прочной, тот, кто что-то производит, в основу всегда должен ставить качество. В крупных компаниях, на больших производствах именно этой составляющей будущего успеха добиться порой очень сложно. И не только потому, что необходимо регулярно контролировать множество внутренних процессов. Производство напрямую связано с многочисленными поставщиками, партнерами, и нужно не ошибиться в их выборе, так как эта ошибка может дорого обойтись. Вот почему практически всегда предприятия выбирают в качестве партнера компанию, зарекомендовавшую себя на рынке, имеющую сертификат авторитетной фирмы. В нашей стране многие годы сертификат TUV, полученный через «Интерсертифику-ТЮФ совместно с ТЮФ Тюринген», является общепризнанным пропуском в мир большого бизнеса.
Именно эта компания первой среди других сертифицирующих организаций начала писать свою книгу пребывания на российской земле.
Сегодня ООО «Интерсертифика-ТЮФ совместно с ТЮФ Тюринген» сертифицирует системы менеджмента (качества, экологии, охраны труда) на соответствие требованиям международных и национальных стандартов. Основной вид деятельности компании — сертификация системы менеджмента предприятия в международно признанной Системе сертификации TUV International Certification (Германия), а также в зарегистрированных в России Системах добровольной сертификации ГОСТ Р и ГАЗПРОМСЕРТ.
Клиентами и партнерами «Интерсертифики-ТЮФ» являются компании России, Украины, Белоруссии, Казахстана, Азербайджана, Узбекистана, Армении. Среди них предприятия машиностроения, пищевой, лесной, химической, автомобильной промышленности, IT-индустрии, нефтегазового комплекса, атомной индустрии, приборостроения, сферы услуг. Но чтобы добиться такого признания на отечественном рынке и заслужить доверие германского органа по сертификации, «Интерсертифике-ТЮФ» пришлось пройти долгий путь, постоянно доказывая свою компетентность и соответствие высоким планкам времени.
— Все началось с Японии, где я проработал четыре с половиной года — познакомился с трудами Дж. Джурана, Э. Деминга, К. Исикавы и буквально «заболел» системой менеджмента качества (СМК) и кружками качества, — рассказывает главный директор «Интерсертифики-ТЮФ» Вадим Рождественский. — Поэтому, когда вернулся в Россию, решил попробовать привить эту идею в нашей стране. Став руководителем управления по качеству Минстанкопрома, создал Ассоциацию кружков качества, два из которых стали в каком-то роде показательными: на Рязанском станкостроительном заводе был организован инженерный кружок качества, решавший инженерные проблемы, а на Клинском станкостроительном — кружок качества, задача которого — справляться с проблемами на рабочих местах.
Чтобы серьезно заняться этим вопросом (а это было время, когда вышло постановление «О коренном повышении качества продукции» и введена госприемка, что вообще разрушило всю идеологию систем качества), Рождественский с единомышленниками начали искать партнера на Западе, который помог бы изучить системы качества, существовавшие на зарубежных предприятиях. Этим партнером стало Общество технического надзора земли Северный Рейн—Вестфалия.
С того момента в России началось создание СМК по западному образцу, но трансформированных под наши условия.
19 лет назад на конференции Ассоциации в Воронеже было принято решение переименовать Ассоциацию кружков качества в Ассоциацию качества и сертификации в машиностроении.
Вадим Рождественский говорит, что с партнером им повезло — процесс завоевания доверия немцев длился недолго. Одним из руководителей рейнско-вестфальского ТЮФа был господин Зольбек, который и дал «зеленый свет» становлению нынешней «Интерсертифики-ТЮФ». В это же время появились предприятия, заинтересовавшиеся системой качества: сначала УралАЗ, вслед за ним — Калужский турбинный завод, а потом — Иркутсккабель. Это были первые предприятия в Советском Союзе, которые получили международно признанный сертификат ТЮФа на системы качества.
Директора предприятий стали осознавать: если не открыть двери на зарубежные рынки для продукции российского машиностроения — отрасль попросту умрет, потому что не сможет конкурировать. Но как это сделать? В то время на зарубежных рынках автомобили, которые экспортировали российские предприятия, приходилось дорабатывать уже на местах. Причем стоимость доработки составляла почти 70% от экспортной цены. Такая же ситуация сложилась и с тракторами. Поэтому вопрос: что делать, чтобы наша продукция шла на международный рынок в завершенном виде, без доработок, был далеко не праздным. И прогрессивные директора, решившие глубоко вникнуть в суть проблемы, стали выезжать на учебные семинары в Германию. Там у них появлялась возможность общаться с руководителями родственнных предприятий. Они впитывали в себя все самое лучшее, что было у зарубежных коллег. И после возвращения домой поддерживали постоянный контакт с «Интерсертификой».
Более того, многие руководители считали необходимым обучать и персонал. Но поскольку направлять за рубеж большое число специалистов — для предприятия дорогое удовольствие, «Интерсертифика» принимает решение о создании собственной школы: стали консультировать специалистов в России, сняв тем самым с предприятий большую материальную нагрузку.
— Но оставался камень преткновения — сертификация, — продолжает Вадим Рождественский. — Тогда она обходилась предприятию примерно в 80 тыс. долл. Это очень дорого. И мы начали искать возможность создания организации, которая могла бы иметь своих аудиторов иностранного сертификационного органа, но русскоговорящих, чтобы минимизировать издержки предприятий. А поскольку западные партнеры были довольны нашим развитием, убедились в нашей квалификации, в 1995 г. принято решение о создании совместного предприятия «РВ ТЮФ-Интерсертифика». Так мы стали первыми русскими аудиторами в России, действующими от имени зарубежного партнера. Соответственно, стоимость сертификации снизилась и стала доступной для наших предприятий. Тогда и началось наше бурное развитие.
Сейчас в аудиторском пуле компании работает больше 100 аудиторов и около 40 технических экспертов.
— Всем известно, насколько требовательны немцы к своим партнерам. Нас как филиал ежегодно, в течение последних пяти лет, проверяет орган, представляющий национальную систему аккредитации Германии. Каждый год мы подвергаемся так называемому надзорному аудиту, в рамках которого проводится проверка наших внутренних служб и собственно аудиторов. Это очень значимая для нас оценка нашей деятельности, — говорит заместитель главного директора Владимир Качалов.
Вадим Рождественский в этой связи вспоминает, как компания готовилась к первому аудиту. Волновались, работали с каждым документом. В итоге не получили ни одного замечания.
— Аудиторы должны знать намного больше, чем требует их деятельность. Это, если хотите, наш главный принцип в работе с ними, — продолжает он. — Ведь аудит можно рассматривать как формальный момент для поддержания сертификата или как работу, которая приносит пользу предприятию. Мы ориентированы на второе. Поэтому, когда наш сотрудник приходит на предприятие, там должны понимать, что это специалист высокой пробы. Только тогда ему, а значит и компании в целом будут доверять.
Кстати, специалисты «Интерсертифики-ТЮФ» недавно разработали 15 принципов проведения эффективного аудита, основная идея которых заключается в следующем: аудит может быть эффективным исключительно в случае сотрудничества аудиторов и предприятия. Именно эти принципы компания сейчас намерена внедрять на предприятиях.
Любой бизнес в любое время думает о прибыли и соответственно о минимизации издержек. Во время кризиса — особенно. Это естественный процесс. Но очень часто владельцы бизнеса экономят на том, на чем экономить нельзя, если, конечно, думать о перспективе развития предприятия. Так, например, в последнее время прослеживается такая закономерность: как только уменьшается прибыль, владелец сокращает финансирование НИОКР и обучения. Причем сокращает до тех пор, пока полностью не оголит эти направления. Потом, поняв свою ошибку, опять начинает инвестировать в НИОКР и обучение, тратя при этом уже гораздо больше, чем сэкономил. А ведь давно доказано, что как раз такие кризисные периоды самые успешные в мире предприятия использовали для обучения сотрудников.
Конечно, для Запада эта болезнь тоже характерна. Но вот чего там не может быть, в той же Германии, так это бизнеса, построенного на продаже сертификатов. У нас же можно купить практически любой сертификат. Интернет пестрит объявлениями многочисленных фирм, которые за соответствующую сумму могут выдать необходимый документ в нужное время. И никакого обучения, никакого аудита. Может, поэтому получить сертификат «Интерсертифики-ТЮФ» — дело чести тех предприятий, которые думают о завтрашнем дне.
— За 15 лет работы на российском рынке мы сертифицировали более 500 предприятий, которые подтверждают наш сертификат постоянно и уже долгое время. Это, наверное, не так много, — говорит Вадим Рождественский, — но мы бескомпромиссны при проведении аудита. Дело в том, что есть определенные принципы, которыми мы руководствуемся, и от них мы никогда не отступим. Зато каждое сертифицированное нами предприятие может доказать надежность своей СМК любому зарубежному партнеру. Иностранные специалисты, очень придирчиво анализирующие СМК (на Западе знают о том, что в России продают сертификаты), дают сертифицированным нами системам очень высокую оценку.
— Непонятно только, почему соответствующие властные органы не предпринимают эффективных мер для борьбы с сомнительными организациям, которые «подставляют» не только действительно профессионально и ответственно действующие сертифицирующие органы, но и предприятия, попадающиеся на удочку дельцов, — продолжает разговор Владимир Качалов.
— Почему властные структуры, наделенные соответствующими полномочиями, не проведут расследование, не опубликуют черный список таких фирм?
По его мнению, значимость проблем качества в России, мягко говоря, занижена. Более того, правительство до сих пор не сформулировало концепцию, которая будет выражать отношение высшего исполнительного органа государственной власти к этой проблеме.
Несомненно, «Интерсертифика-ТЮФ» во многом задает тон на российском рынке сертификационных услуг. Кроме того, компания ведет активную работу и на рынках стран СНГ.
— Мы видим большие перспективы развития нашего филиала, который работает в Казахстане, — рассказывает заместитель главного директора — начальник планово-договорного отдела Роман Карякин.
— Рынок этой страны нам кажется особенно интересным. Дело в том, что Президент РК Н. Назарбаев подтолкнул предприятия к внедрению международных стандартов, предложив преференции в виде возврата части налогов тем из них, которые пройдут сертификацию прежде всего в международных органах. Недавно мы открыли СП в Украине. А наше СП в Узбекистане уже занимает больше 50% рынка сертификационных услуг этой страны.
Специалисты «Интерсертифики-ТЮФ» генерируют идеи постоянно. И это — наиболее важный аспект, указывающий на ее лидерство. Впрочем, как считает сам Вадим Рождественский, генерировать идеи — одно, а вот воплощать их в жизнь — совсем другая история.
Во всяком случае, компании есть куда стремиться. Да и есть кому осуществлять глобальные планы: основные направления деятельности компании возглавляют люди разных поколении, но одинаково заинтересованные в том, чтобы их работа приносила пользу клиентам.
Они активно занимаются сертификацией по ИСО серии 14000 и OHSAS 18001, ставя в основу этих систем стандарты ИСО серии 9000, так как считают, что в них заложен колоссальный потенциал. Беда в том, что многие предприятия используют его всего на 30%, а как раз за этой отметкой и находятся инструменты, использование которых позволит не просто вернуть потраченные на создание СМК деньги, но и зарабатывать на ней, ведь принцип процессного подхода может дать предприятию огромный экономический эффект.
— Совсем недавно наша компания получила аккредитацию в Системах сертификации ГОСТ Р и ГАЗПРОМСЕРТ, на конец 2009 г. мы сертифицировали 22 предприятия, из них 12 — в Системе ГАЗПРОМСЕРТ и 10 — в ГОСТ Р, — говорит начальник отдела сертификации Евгений Артемьев.
Процессный подход — это инструмент не только в руках руководителя предприятия, но и целого региона. У губернатора ведь тоже есть процессы: строительства жилья, социального и промышленного развития, развития сельского хозяйства, науки, культуры и т.д. А потому ему так или иначе нужно разрабатывать показатели эффективности и результативности, назначать хозяина того или иного процесса, выделять ему финансовые средства, контролировать, как он их тратит. Поэтому в «Интерсертифике-ТЮФ» убеждены, что в органах власти также должна быть внедрена система менеджмента качества. Это одно из тех новых направлений, которые осваивает «Интерсертифика-ТЮФ» сегодня.
Александр ЛЮШКЕВИЧ