С момента опубликования ISO 9001:2015 прошло уже более пяти лет. В связи с этим ISO/TC 176 предстоит в ближайшее время выработать решение о его дальнейшей судьбе. Последнее, но еще не окончательное голосование стран — членов ISO показало, что за сохранение текста ISO 9001:2015 в неизменном виде еще на один срок подано 36 голосов, тогда как за внесение изменений и издание его в новой редакции — 32 голоса, включая Российскую Федерацию. Если бы голос автора учитывался, то он оказался бы на стороне официальной позиции нашей страны: ISO 9001 нужно сохранить как основу, но его можно и нужно улучшить. Автор посчитал важным обобщить и вынести на обсуждение свои наблюдения и предложения, которые он считает целесообразным учесть в ISO 9001:20ХХ.
«Кому адресована и для кого существует система менеджмента качества?» — именно так была озаглавлена статья Б.А. Иткина, опубликованная в «Методах менеджмента качества» в апреле 2020 г. [1]. Вопрос действительно важный, более того, его актуальность в последнее время только растет. Некоторые принципиальные соображения на этот счет были высказаны мною в интервью [2]. Тем не менее, учитывая сложность и многогранность вопроса, его обсуждение необходимо продолжить. В предлагаемой статье я постарался сформулировать свое отношение к данной проблеме более развернуто, взглянув на нее с нескольких точек зрения.
В сообществе профессионалов в области качества Владимир Алексеевич Качалов известен не только как признанный гуру в области методов аудита систем менеджмента, но и как автор многих замечательных публикаций по вопросам их практического применения. Думается, успех его книг и статей у читателей определяется не только огромным опытом и компетентностью Владимира Алексеевича в сфере аудиторской практики, но и его всесторонним видением того, как результативная СМК позволяет упорядочить и улучшить процессы организации, устраняя тем самым многие проблемы реального бизнеса. Об этом мы и решили побеседовать с Владимиром Алексеевичем в предлагаемом интервью.
Неужели именно «это» будет опубликовано как ISO 45001:20хх(r)?
Как известно, ответственность за аутентичность стандартов, издаваемых ISO на русском языке, несет страна — носитель этого языка, т. е. Российская Федерация. Это позволяло надеяться, что через какое-то время после принятия ISO 45001:2018 [1] специалисты получат возможность наряду с оригинальной использовать его русскоязычную версию. Но мы же уже сейчас, не дожидаясь выхода ISO 45001:20ХХ(R), можем представить себе содержание этого документа, поскольку оно в принципе не может (точнее, не должно) отличаться от принятого Росстандартом официального перевода ISO 45001:2018, изданного в качестве ГОСТ Р ИСО 45001—2020 [2] и заявленного в качестве идентичного оригиналу. Так вот, к большому сожалению, в очень многих случаях наш «русский эквивалент» очень далек от содержания ISO 45001:2018. Автор попытается это доказать.
Насколько можно руководствоваться рекомендациями ISO/TS 9002:2016?
Техническая спецификация ISO/TS 9002:2016 «Системы
менеджмента качества. Руководящие указания по применению ISO 9001:2015» содержит рекомендации по трактовке положений всех разделов стандарта на СМК, а
также примеры, описания и варианты, которые должны помочь при ее внедрении или
модернизации. Однако анализ показывает, что многие рекомендации ISO/TS 9002
являются не только сомнительными, необоснованными и алогичными. В целом ряде
случаев они методически несостоятельны и принципиально расходятся с концепцией
стандарта ISO 9001:2015
Об аудите требований по управлению документированной информацией
Доля несоответствий, связанных с невыполнением требований раздела 7.5 «Документированная информация» действующих стандартов на системы менеджмента, продолжает оставаться в числе самых «урожайных». Так, среди всех несоответствий, зафиксированных аудиторами ООО «Интерсертифика-ТЮФ» в 2019 г., каждое пятое или шестое относится именно к этому разделу.
О том, как избежать методических ошибок и снизить долю таких несоответствий рассказывает автор данной статьи.
Включает ли п. 7.1.4 ГОСТ Р ИСО 9001-2015 требования к обеспечению охраны труда?
В данной статье речь пойдет о трактовке следующих требований ГОСТ Р ИСО 9001—2015: «Организация должна определить, создать и поддерживать среду, необходимую для функционирования ее процессов и достижения соответствия требованиям к продукции и услугам»1 [1, п. 7.1.4]. Сам же вопрос возник после того, как автор проанализировал руководства по качеству 50
организаций, сертифицировавших свои СМК на соответствие требованиям ISO 9001:2015 [2]
или ГОСТ Р ИСО 9001—2015. В первой части
проанализированы ошибки, связанные с неточностями перевода. Во второй части
статьи проанализирована суть ошибочных позиций по этому вопросу.
Состояние дел по сертификации систем менеджмента на 31.12.2018
По материалам ISO Survey – 2018
В конце 2019 года Международная организация по стандартизации опубликовала очередной обзор данных о наличии сертификатов на системы менеджмента в разрезе стран и отраслей экономической деятельности.
Системы менеджмента на основе ISO 9001:2015 и ISO 14001:2015. Комментарии, рекомендации, практика внедрения
В книге в систематизированном виде последовательно рассматриваются требования новых (2015 года) редакций международных стандартов ISO 9001 и ISO 14001 на системы менеджмента качества и системы экологического менеджмента. Материал подготовлен в виде совокупностей многочисленных официальных и десятков авторских комментариев, а также сотен рекомендаций и примеров из практики реализации требований этих стандартов.
Интервью В.А. Качалова журналу «Методы менеджмента качества»
Во второй половине января 2016 г. РИА «Стандарты и качество» планирует организовать для заинтересованных лиц мастер-класс В.А. Качалова — одного из ведущих специалистов в области методики проведения аудитов систем менеджмента. В преддверии этого мероприятия Владимир Алексеевич ответил на вопросы нашего корреспондента.