Наш Учебно-тренировочный центр (УТЦ), входящий в состав одной из авиакомпаний, осуществляет подготовку и переподготовку авиационного персонала. В ходе первой ступени сертификационного аудита было зафиксировано несоответствие требованиям п. 4.2.2 ISO 9001:2008: «В Руководстве по качеству необоснованно заявлены как исключение требования п. 7.5.2, поскольку организация осуществляет деятельность по подготовке и повышению квалификации, что требует предварительного одобрения программ и планов подготовки и повышения квалификации слушателей».
В качестве обоснования аудиторы привели такие доводы:
«Во-первых, сам процесс обучения является специальным процессом, так как результат того, насколько обучающиеся усвоили знания, станет известен, когда они вернутся на работу в свои организации. Во-вторых, в деятельности УТЦ можно проследить выполнение требований всех подпунктов п. 7.5.2, а именно:
a) установлены критерии для проведения анализа и одобрения процесса (имеется документированное описание подготовки к проведению занятий, методики занятий, порядка составления всех планов и их утверждения, т. е. всего, что необходимо для результативного осуществления процесса);
b) проводится одобрение оборудования и квалификации персонала (преподавательский состав перед тем, как будет допущен к проведению занятий, проходит проверку, при этом порядок проведения проверки и соответствующие записи определены и документально оформлены);
c) обеспечивается применение специфических методов и процедур (осуществление самого обучения, применение планов и т. п.);
d) установлены требования к записям (определен порядок и формы ведения различных журналов и т. п.);
e) проводится перевалидация процессов (планируются и осуществляются контрольные посещения занятий директором, перекрестные проверки преподавателями друг друга).
И поскольку требования всех подпунктов выполняются, требования п. 7.5.2 к деятельности УТЦ должны быть применены».
У нас же по этому вопросу было иное мнение.
Во-первых, в п. 7.5.2 ISO 9001:2008 указано, чтобы организация валидировала те процессы, результаты которых «не могут быть верифицированы последующим мониторингом или измерениями». Требованиями к оказанию нашим УТЦ услуг, установленными в заключенных договорах, являются: наименование курсов, количество часов занятий по каждому курсу и количество слушателей, которые должны пройти на них обучение. При этом контроль выполнения данных требований осуществляется в УТЦ в полном объеме и подтверждается объективными свидетельствами.
Во-вторых, УТЦ не отвечает перед заказчиком за уровень знаний слушателя - ни в одном договоре такого требования нет. УТЦ проводит обучение, по окончании которого принимает экзамен. Если его результаты положительные - вручает сертификат, если отрицательные - сообщает об этом заказчику. Соответственно, мы считали, что какие-либо основания для применения требований п. 7.5.2 в нашей СМК объективно отсутствуют. Однако эти аргументы аудиторами восприняты не были.
Просим уважаемых экспертов пояснить, кто же все-таки прав.