Результативный процесс внутренней коммуникации вносит вклад в успех системы менеджмента качества любой организации. И наоборот, многие проблемы, которые появляются вместе с системой менеджмента качества организации, часто могут быть следствием плохой коммуникации.
2.1. В пункте 5.5.3 «Внутренняя коммуникация» ИСО 9001 заявлено следующее:
«Высшее руководство должно обеспечивать, чтобы внутри организации были созданы соответствующие процессы коммуникации, и чтобы осуществлялась коммуникация по вопросам результативности системы менеджмента качества».
Это только одно из ряда требований, которые были введены в ИСО 9001, в отношении которых ответ в форме «да/нет» не может адекватно оценить результативное внедрение процесса внутренней коммуникации внутри организации.
2.2. Другие требования ИСО 9001, касающиеся внутренней коммуникации.
Имеется ряд других требований в ИСО 9001, где высшее руководство несет ответственность за осуществление коммуникации с работниками в организации в отношении:
2.3. Руководящее указание из ИСО 9004:2000 (пункт 5.5.3):
«Руководству организации следует определить и внедрить результативный и эффективный процесс распространения информации о политике, требованиях, целях и достижениях в области качества. Предоставление такой информации может помочь в улучшении деятельности организации и непосредственно вовлекает ее работников в достижение целей в области качества. Руководству следует активно поддерживать обратную связь и получение информации от работников организации как способы их вовлечения».
Важно заметить, что выполнение этого руководящего указания из ИСО 9004 не подлежит аудиту, но оно дает дополнительное представление об уместности внутренней коммуникации.
Есть два основных компонента требований пункта 5.5.3 ИСО 9001, выполнение которых должно быть верифицировано:
а) Что внутри организации были созданы соответствующие процессы коммуникации, включающие:
б) Что коммуникация происходит и имеет отношение к результативности системы менеджмента качества.
При поиске свидетельств результативных процессов коммуникации аудитору может понадобиться проследить за тем, что всё или часть из нижеследующего, насколько это уместно для организации, имеют место:
Хотя нет конкретного требования к документированной процедуре, в зависимости от размера, сложности и культуры организации может быть необходимым иметь такую документированную процедуру, чтобы тем самым обеспечить ее результативное применение.
Аудитор может подвергнуть анализу некоторые из перечисленных или все перечисленные ниже средства передачи информации внутри организации:
Аудитор может быть способным судить о результативности процессов внутренней коммуникации в организации путем:
Сомнительно, что аудитор может установить результативность процессов внутренней коммуникации организации за время одной проверки или короткого «отрезка времени». Это требует более целостного подхода на протяжении всего аудита, вместе с тем нет необходимости включать его отдельным пунктом в план аудита. Команде по аудиту следует планировать проведение анализа этого вопроса совместно.
Аналогичным образом сомнительно, чтобы результативность процессов внутренней коммуникации организации могла быть установлена на основе анализа всего одного источника информации в организации.
Соответствие требованиям ИСО 9001 следует устанавливать только в конце аудита после оценивания всех свидетельств аудита (и после достижения консенсуса с другими членами команды).