Новости стандартизации - Коллизия аудита в сентябрьском номере журнала «Методы менеджмента качества»

Коллизия аудита в сентябрьском номере журнала «Методы менеджмента качества»

Версия для печати
10.09.2015

В сентябрьском номере журнала «Методы менеджмента качества» опубликованы комментарии советника Генерального директора ООО «Интерсертифика-ТЮФ» В.А. Качалова на следующую коллизию аудита, поступившую в адрес редакции журнала.

Вопрос: Здравствуйте, уважаемая редакция!

В ходе инспекционного аудита нашей системы менеджмента качества аудиторы зафиксировали следующее незначительное несоответствие по пункту 4.2.1.d ISO 9001:2008: Не всегда документация СМК включает документы, определенные организацией как необходимые для обеспечения результативного планирования процессов, их осуществления и управления ими. Так, согласно п. 8.2.3 Руководства по качеству, «Конкретные показатели результативности процессов СМК, их нормы и периодичность оценки установлены в разделе «Критерии результативности» таблицы менеджмента процедур процессов». Однако эта информация касается не всех процессов СМК. В частности, критерии результативности не установлены для следующих процессов: «Закупки», «Промышленное производство», «Хранение и транспортировка», «Гарантийное обслуживание».

Мы были с этим не согласны, поскольку считаем, что требования п. 8.2.3 Руководства по качеству соблюдаются у нас в полной мере. Так, все документы, идентифицируемые в соответствии с процедурой «Управление документами и записями» как процедуры процессов, содержат в себе раздел «Критерии результативности». Процессы, указанные в данном несоответствии, регламентированы в нашей организации другими документами:

  • процесс «Закупки» - «Положением об управлении закупками» и «Регламентом тендерной работы»;
  • процесс «Промышленное производство» - технологической документацией промышленного производства, процедурами «Постановка продукции на производство», «Контроль качества в промышленном производстве», «Аттестация техпроцесса»;
  • процесс «Хранение и транспортировка» - инструкцией «Хранение и транспортировка ЖБИ»;
  • процесс «Гарантийное обслуживание» - инструкцией «Порядок рассмотрения обращений по качеству».

Согласно тому же п. 8.2.3 Руководства по качеству «руководители подразделений осуществляют мониторинг и измерение процессов в соответствии с установленными в процедурах требованиями и принятой практикой работы». То есть мониторинг и измерение процессов организации осуществляется согласно требованиям процедур (требований вообще, а не только требований раздела «Критерии результативности»).

Таким образом, мониторинг и измерение процессов осуществляется в соответствии с требованиями процедуры «Анализ со стороны руководства», раздел 4.2 которой включает в себя данные по всем вышеуказанным процессам.

Свидетельства осуществления мониторинга и измерения всех процессов были предоставлены во время аудита в виде «Сводного отчета к анализу системы менеджмента качества со стороны руководства».

В дополнение хотелось бы отметить, что согласно международному стандарту ISO9001:2008:

п. 4.1.е: «Организация должна осуществлять мониторинг, измерение, ТАМ, ГДЕ ЭТО ВОЗМОЖНО, и анализ этих процессов»;

п. 8.2.3: «Организация должна использовать подходящие методы мониторинга, и, ГДЕ ЭТО ПРИМЕНИМО, измерения процессов системы менеджмента качества…».

Наша позиция была доведена до сведения аудиторов, но во внимание ими принята не было. Просим Ваших экспертов высказать свое мнение относительно обоснованности данного несоответствия.

Заранее благодарны за комментарии.

Текст комментариев можно найти в ММК, 2015, № 9.