Вопрос эксперту. Журнал «Методы менеджмента качества», 2020, № 01

Версия для печати

Об определении средств управления и других действий в отношении продукции внешних поставщиков

В п. 8.4.2 ГОСТ Р ИСО 9001—2015 от организации требуется обеспечить, чтобы продукция, поставляемая внешними поставщиками, не оказывала негативного влияния на способность организации постоянно поставлять своим потребителям соответствующую продукцию и услуги. Для этого организация должна в том числе определять:

1) средства управления, которые она планирует применять к поставляемым внешним поставщиком результатам (п. 8.4.2.b);

2) верификацию или другие действия, необходимые для обеспечения соответствия продукции, поставляемой внешним поставщиком, требованиям (п. 8.4.2.d).

Просим уважаемых экспертов пояснить, достаточно ли для доказательства определения средств управления и других действий продемонстрировать, что в случае выявления среди продукции, закупленной у внешнего поставщика, несоответствующей организация будет поступать с ней в соответствии с требованиями п. 8.7 этого стандарта? И если этого недостаточно, то какие средства управления и действия с закупленной продукцией могут быть таким доказательством?

Будем благодарны за разъяснение.

Во-первых, и это следует отметить особо, авторы обращения, сами того не ведая, при цитировании п. 8.4.2.b ГОСТ Р ИСО 9001—2015 [1] ссылаются на текст, НЕ СООТВЕТСТВУЮЩИЙ оригиналу, т. е. ISO 9001:2015 [2].

Вообще говоря, подозрение об ошибочности перевода [1] в этом месте должно было возникать у пользователей нашего национального стандарта [1] и ранее. Хотя бы из-за того, что, исходя из текста ГОСТ Р ИСО 9001—2015, вначале в п. 8.4.1 от организации требуется определить средства управления:

а) применимые для ПРОДУКЦИИ, ПОСТАВЛЯЕМОЙ ВНЕШНИМИ ПОСТАВЩИКАМИ, а всего несколькими строчками ниже, уже в цитируемом авторами п. 8.4.2.b:

б) которые она планирует применять к ПОСТАВЛЯЕМЫМ ВНЕШНИМ ПОСТАВЩИКОМ РЕЗУЛЬТАТАМ.

А ведь это — ОДНО И ТО ЖЕ.

Получается, что разработчики ISO 9001:2015 в одном разделе ДВАЖДЫ требуют от организации осуществить одни и те же действия. Однако для такого вывода нет никаких оснований.

Во-первых, это алогично. И во всем тексте стандартов [1] и [2] подобного дублирования требований больше нет нигде, так как в этом ИЗНАЧАЛЬНО нет никакой необходимости.

А во-вторых, это, к сожалению, ОШИБКА перевода. Это видно, если обратиться к оригиналу соответствующего фрагмента из п. 8.4.2 [2]:

The organization shall:

b) define both the controls that it intends to apply to an external provider and those it intends to apply to the RESULTING OUTPUT.

Его корректный перевод такой:

Организация должна:

б) определить средства и методы управления, которые она предполагает применять как к внешнему поставщику, так и к ИТОГОВЫМ РЕЗУЛЬТАТАМ (РЕЗУЛЬТИРУЮЩЕМУ «ВЫХОДУ») [СВОЕЙ (подчеркнем) деятельности. — Перевод и прим. автора].

Иначе говоря, требования определять средства управления, которые организация планирует применять к поставляемым внешним поставщиком результатам, в п. 8.4.2.b ГОСТ Р ИСО 9001—2015 ЕСТЬ, хотя в этом же пункте ISO 9001:2015 такого требования НЕТ.

Другое дело, что это не меняет сути вопроса, поскольку ровно ТАКОЕ же требование в ГОСТ Р ИСО 9001—2015 все-таки содержится. Но не в п. 8.4.2.b, а в п. 8.4.1 (как, кстати, и в п. 8.4.1 оригинального ISO 9001:2015). Так что потребность в запрошенных комментариях в конечном счете остается обоснованной, что и позволяет перейти к ним по существу.

РАЗБОР СИТУАЦИИ

С одной стороны, очевидно, что в тех случаях, когда результаты верификации закупленной у внешнего поставщика продукции положительные (т. е. продукция СООТВЕТСТВУЕТ установленным организацией требованиям), никаких ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ действий для обеспечения того, чтобы продукция, поставляемая внешним поставщиком, не оказывала негативного влияния на способность организации поставлять своим потребителям соответствующую продукцию и услуги (как этого требуют положения п. 8.4.2 ГОСТ Р ИСО 9001—2015), выполнять НЕ ТРЕБУЕТСЯ. В них нет никакой необходимости. При этом организация осуществляет одно из действий, указанных в п. 2 письма, — верификацию продукции, поставленной внешним поставщиком.

Проблема возникает тогда, когда результаты этой верификации отрицательные, т. е. когда организацией достоверно выявлено, что полученная от внешнего поставщика продукция НЕ СООТВЕТСТВУЕТ установленным к ней требованиям.

Очевидно, что в этом случае САМИХ действий по верификации организации будет недостаточно. И для обеспечения того, чтобы эта продукция не оказала отмеченного выше негативного влияния, организации будет необходимо последовательно предпринять несколько ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ усилий:

1. ИСКЛЮЧИТЬ возможность применения полученной несоответствующей продукции, используя для этого ее соответствующую идентификацию и/или физическую изоляцию, предупреждающие несанкционированное применение/использование такой продукции. Понятно, что это будет одним из средств управления, о которых говорится в п. 1 письма. Назовем его вариантом № 1.

2. ОЦЕНИТЬ степень негативного влияния выявленных несоответствий на способность организации поставлять своим потребителям соответствующую продукцию и услуги и:

а) если риск негативного влияния будет ОТСУТСТВОВАТЬ или он будет признан организацией (самостоятельно или с учетом при необходимости официально выраженной поддержки / согласия соответствующих потребителей в ответ на официальный запрос организации) ПРИЕМЛЕМЫМ, оформить в установленном порядке разрешение на приемку и дальнейшее применение этой продукции с отклонением и использовать ее по назначению для выпуска продукции, предназначенной для ЭТИХ потребителей. Это будет вторым вариантом управления из указанных в п. 1 письма (присвоим ему № 2);

б) если риск негативного влияния будет признан организацией (самостоятельно или с учетом при необходимости официально выраженной поддержки/согласия соответствующих потребителей в ответ на официальный запрос организации) НЕПРИЕМЛЕМЫМ, устранить выявленные в продукции несоответствия:

  • либо силами поставщика, для чего вернуть ему несоответствующую продукцию с требованием заменить ее продукцией, соответствующей требованиям (вариант № 3);

  • либо самостоятельно (вариант № 4).

Оба подхода будут очередными вариантами действий из тех, что указаны в п. 1 письма.

3. После получения новой партии или исправленной на месте продукции организация для подтверждения ее соответствия требованиям должна будет ПОДВЕРГНУТЬ такую продукцию ВЕРИФИКАЦИИ и действовать далее в соответствии с ее результатами. И это будет одним из вариантов действий, содержащихся в п. 2 письма (вариант № 5).

Итак. Если результаты верификации отрицательные, организации следует действовать в соответствии с тем или иным вариантом, описанным выше. Поэтому поиск ответа на заданный в письме вопрос сводится к анализу того, как эти варианты соотносятся с положениями п. 8.7 ГОСТ Р ИСО 9001—2015, что сделать совсем нетрудно.

Во-первых, сопоставление указанных выше вариантов с положениями п. 8.7 позволяет найти между ними прямую АНАЛОГИЮ (табл. 1).

Таблица 1

Сопоставление указанных вариантов действий с положениями
п. 8.7 ГОСТ Р ИСО 9001-2015


Положения п. 8.7
ГОСТ Р ИСО 9001-2015

Соответствующий (эквивалентный) вариант действий

Организация должна осуществлять в отношении несоответствующих результатов процессов одно или несколько из следующих действий:

a) коррекцию;

№ 3 или 4

b) отделение, ограничение распространения, возврат или приостановку поставки продукции и предоставления услуг;

№ 1

c) информирование потребителя;

№ 2

d) получение разрешения на приемку с отклонением.

№ 2

После выполнения коррекции несоответствующих результатов процессов их соответствие требованиям должно быть верифицировано.

№ 5

Во-вторых (что должно быть понятным в организации с самого начала), полученная от внешнего поставщика продукция является итогом, или РЕЗУЛЬТАТОМ, ПРОЦЕССА закупок. Результатом, который может быть соответствующим (т. е. желаемым), а может НЕСООТВЕТСТВУЮЩИМ (нежелаемым). А несоответствующими результатами процессов организация должна управлять в соответствии с требованиями п. 8.7 «Управление несоответствующими результатами процессов».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Автор считает, что для доказательства выполнения требований п. 8.4 об определении средств управления и других действий в отношении продукции, поставленной внешними поставщиками, имеющих своей целью служить механизмами обеспечения того, чтобы продукция, поставляемая внешним поставщиком, не оказывала негативного влияния на способность организации поставлять своим потребителям соответствующую продукцию и услуги, вполне ДОСТАТОЧНО продемонстрировать, что:

  • такая продукция при получении подвергается верификации, и, как и предлагают представители организации,

  • в случае выявления среди нее несоответствующей продукции поступать с ней в соответствии с требованиями п. 8.7 ГОСТ Р ИСО 9001—2015.

Более того.

Во-первых, автор не может себе представить, что могут быть ЕЩЕ какие-то ДРУГИЕ действия, ТАКЖЕ обеспечивающие, чтобы продукция, поставляемая внешним поставщиком, не оказывала негативного влияния на способность организации поставлять своим потребителям соответствующую продукцию и услуги.

А во-вторых, именно ТАКИЕ действия с несоответствующей продукцией, поставленной внешними поставщиками, и должны быть, ибо такая продукция является не чем иным, как «несоответствующими результатами процесса закупки», и ПО ЭТОЙ ПРИЧИНЕ управление ею должно осуществляться как раз в соответствии с требованиями п. 8.7 ГОСТ Р ИСО 9001—2015.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. ГОСТ Р ИСО 9001—2015. Системы менеджмента качества. Требования.

2. ISO 9001:2015(Е). Quality management systems. Requirements (Системы менеджмента качества. Требования).


Автор:  Качалов В.А.

Возврат к списку