Коллизии аудита. Журнал «Методы менеджмента качества», 2005, № 3

Коллизии аудита. Журнал «Методы менеджмента качества», 2005, № 3

Версия для печати

ВОПРОС:

Какие подразделения чаще всего не подвергаются проверке при сертификационном и инспекционном аудитах и с чем это связано?

Целью любого из указанных аудитов является выборочная проверка соответствия осуществляемой в рамках СМК деятельности компании соответствующим требованиям ИСО 9001:2000. При этом представительной принято считать выборку из трех и более примеров.

Если организация является крупной, с большим количеством подразделений, охваченных СМК, то аудиторы обычно руководствуются следующими правилами при отборе подразделений для анализа:

  1. Совокупность отобранных подразделений должна в целом охватывать все те виды деятельности, которые запланированы для анализа программой аудита (в сертификационном аудите – это все применяемые требования ИСО 9001:2000, в инспекционном – обычно около 75% требований).
  2. Если интересуемая аудиторов деятельность осуществляется в нескольких подразделениях, для анализа в первую очередь отбирают те, которые не посещались ранее или посещались давно.
  3. Для анализа отбирают, как правило, те подразделения, которые играют ключевую роль в создании ценности для потребителя, а среди вспомогательных подразделений – те, которые сильнее всего влияют на процесс создания этой ценности.

С учетом этого реальная практика показывает, что не всегда в перечень посещаемых для проведения аудита подразделений попадают (особенно при сертификационном аудите):

  • служба внутренней безопасности и охраны территории;
  • служба внутренней телефонной связи (если к ней не предъявляются особые требования к надежности);
  • бухгалтерия (если за ней не закреплены функции финансово-экономического планирования и анализа);
  • автохозяйство (если оно не участвует в технологических перевозках);
  • служба набора, учета и увольнения персонала (если она не выполняет при этом функции подготовки персонала);
  • служба по связям с общественностью (если она не выполняет при этом функции маркетинговой службы);
  • внешние очистные сооружения;
  • некоторые подразделения социальной инфраструктуры (медицинские пункты, столовые, дома отдыха, спортивные базы, редакция многотиражной газеты и т.п.);
  • экологическая служба, штаб ГО и ЧС (если за ними не закреплены функции обеспечения промышленной безопасности, охраны здоровья и безопасности труда);
  • административно-хозяйственная служба (если не предъявляются особые требования к уборке производственных помещений).

Вполне может быть, что за период действия сертификата (3 года) ни одно из указанных подразделений не будет подвергнуто внешнему аудиту ни разу.

Вместе с тем, это совсем не означает, что указанные подразделения должны остаться вне рамок внутреннего аудита СМК. Для оценки адекватности СМК (что является требованием раздела 5.6.1 ИСО 9001:2000) в период между двумя анализами СМК со стороны руководства должен быть проведен полный аудит СМК, т.е. проверено как минимум один раз соблюдение ВСЕХ требований во ВСЕХ местах их применения.


Автор:  Качалов В.А.

Возврат к списку